Строение головы и шеи человека
Кости шеи состоят из семи шейных позвонков, которые включают верхнюю часть позвоночника. Большие мышцы, которые влияют на форму шеи, это трапециевидная мышца в задней части и грудино-сосцевидная мышца в передней. Они проходят от задней части уха вниз к внутренними концами ключиц.
Шея способна совершать движения во всех направлениях: наклонять голову вперед и назад, в бок к любому плечу, и вращать ее из стороны в сторону на 180 градусов.
Помимо звукопроводящих структур в ушах, из суставов головы движется только челюсть. Все остальные кости черепа жестко сцеплены и недвижимы.
Мышцы лица условно можно разделить на два типа:
- круговые мышцы (вокруг глаз и рта);
- мимические мышцы, которые скрепляют кости черепа и кожу, и способствуют очень широкому спектру выражений лица.
Пропорции головы человека. Простой метод построения
Лицо, конечно же, наиболее выразительная часть тела. Вот простой метод построения, который поможет вам увидеть из каких простых форм состоит голова. Средние пропорции человеческой головы показаны на рисунке ниже. Высота головы примерно такая же, как и ее ширина при взгляде сбоку, поэтому в профиль она вписывается в квадрат. При взгляде спереди, ширина головы гораздо меньше, чем ее высота.
Начните с рисования головы в профиль. Нарисуйте круг для черепа, а затем добавьте две линии на передней части лица, чтобы обозначить челюсть, как показано на картинке выше.
Самой распространенной ошибкой новичков при изображении головы является то, что голова кажется плоской. Поэтому, как можно скорее, попробуйте нарисовать вид головы в три четверти, стремясь отобразить округлость и основательность форм. Используйте светлые опорные линии, чтобы обозначить центральную линию лица и положение глаз. На рисунке показано довольно бесхарактерное лицо, но на данном этапе главное понять основные формы. Лица людей отличаются от усредненного образца во многих отношениях, как именно, будет подробно обсуждаться в следующих уроках. Эти рисунки представляют собой первый шаг. Если вы нарисуете сотни этих упрощенных голов, вы придете к пониманию всех тонкостей рельефа человеческого лица и будете в состоянии наполнить свои рисунки жизнью и характером.
Наиболее важно понять, что лицо не просто плоская поверхность с наложенным на нее деталями. Чтобы рисовать лица успешно, вы должны понимать трехмерную форму поверхности – вот почему мы начали с бесхарактерного среднестатистического лица, которое может принадлежать как мужчине, так и женщине.
Если вы посмотрите на туманную газетную фотографию толпы ниже, то вы увидите, что каждое лицо отличается от остальных только отображением света и тени на нем, а не формами глаз или губ. Если вы можете представить себе лицо как шаблон, в этом случае вы избежите распространенной ошибки создания безжизненных механизмов глаз, носов и ртов, неразличимых друг от друга. Поэтому практикуйте рисование шаблона лица с добавлением света и тени, пока вы полностью не поймете его форму. На изображениях выше показаны несколько базовых форм лица и головы под разным углом. Еще раз повторюсь, сейчас важно, чтобы вы понимали реальную форму поверхности, а не просто план.
В статье использовались материалы книги Ron Tiner «Figure Drawing without a model».